Меню
16+

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс»

Верещагинский
образовательный комплекс

Пермский край/Верещагинский городской округ
24 апреля 2024, ср 2024.04.24 23:01:37
16+

Верещагинский
образовательный комплекс

320

СП Зюкайская школа

Историческая справка МБОУ «ВОК» СП Зюкайская школа

Зюкайская школа: прошлое и настоящее.

Пирогова А.И., учитель истории и обществознания

Зюкай-Мельничная школа Вознесенской волости открыта Оханским земством в 1908 г. Школа располагалась в доме богатого крестьянина Вшивкова. Восемь учеников учил Соколов Петр Яковлевич.

В 1910 году Оханское земство построило на берегу реки Лысьва новую школу на 70 учащихся. В 1 и 2 классах школы обучалось 30 учащихся из 15 деревень. Учили детей Соколов Петр Яковлевич и Бояршинов Василий Михайлович. В 3 классе дети переходили обучаться в школу села Вознесенское.

Здание школы на улице Набережная, 1911 год

В 20-е годы школа располагалась в 3-х зданиях: основное здание находилось на улице Набережная, второе здание находилось в начале улицы Чапаева, здание начальной школы находилось на улице Тимирязева. В 1924 году Зюкай-Мельничная школа, как лучшая школа района, была определена опорной школой. В школе было 4 класса, детей учили 4 учителя. В 1925 году школа стала пятикомплектной. С 1919 года по 1926 год школой руководила Костина Агния Васильевна.

В 20-е годы в школе существовала комплексная система обучения. Обучение велось по триместрам, каждый из которых продолжался три месяца. Учебные занятия длились 3 часа в день, проводились экскурсии 1-2 часа, физкультуры и уроки труда проводились 30 минут. В 1924 году в Красно-Верещагинском районе были разработаны комплексы: "Октябрьская революция", "Человек", "Маслоделие", "Весенние и осенние работы в деревне", в рамках которых проводились уроки в школе. С 1926 года по 1928 год руководила школой Яхлакова Александра Семеновна.

В начале 30-х годов школа располагалась в 3 зданиях: основное здание находилось на улице Набережная, второе здание находилось в начале улицы Чапаева, здание начальной школы находилось на улице Тимирязева (сейчас на этом месте находится магазин «Уют»). Количество учеников в школе значительно прибывало с каждым годом, уроки для старшеклассников проводились в Доме культуры. При участии Зюкайского маслозавода в 1936 году на улице 30 лет Октября было построено новое здание с просторными классными кабинетами, с большими окнами. Школой управляли директор школы Чащихин Николай Александрович и завуч Павлов Фёдор Павлович.

В 30-е годы в Зюкай-Мельничной школе обучались около 400 учеников. Школа продолжала участвовать в ликвидации неграмотности. В стране был принят новый курс в образовании, преимущественно на профессиональном уровне: школьники больше времени проводили на практике, чем на учебных занятиях в школе. Зюкай-Мельничная школа в 1937 году стала семилетней. У учеников не было установленной школьной формы. Лучшие пионеры школы ездили на районные комсомольские слеты. Учителя Зюкай-Мельничной школы на районных конференциях представляли свой опыт работы. Трудовой коллектив Зюкайского маслослозавода шествовал над школой, помогал в заготовке дров, в ремонте, организовывал для учеников экскурсии на предприятия. Интересно проходила культурная жизнь школы. Каждый класс выпускал стенгазету. Ученики с удовольствием занимались в кружках художественной самодеятельности, на переменах дежурный класс организовывал игры, ставил концерты. Ученики и учителя выступали с концертами в детских садах, в цехах маслозавода, на фермах и в мастерских совхоза «Уралец». Вся школа готовилась к Новому году, к праздникам 7 ноября и 1 мая. Ученики занимались в спортивных секциях, с большим желанием участвовали в спортивных соревнованиях. Туристические походы способствовали укреплению дружбы учеников в классных коллективах.

Учителя, работавшие в школе в 30-е годы:

Ходыкин Григорий Емильянович — директор школы до 1936 года;

Чащихин Николай Александрович — учитель математики, директор школы с 1936 года по 1942 год;

Соколова Александра Васильевна –учитель русского языка и литературы, завуч школы;

Павлов Павел Фёдорович — учитель математики, завуч;

Морозова (Крепышева) Зинаида Афанасьевна — учитель начальных классов;

Широглазов Дмитрий Иванович — учитель начальных классов; Лесникова Алефтина Федоровна — учитель начальных классов;

Деменева Людмила Федоровна — учитель начальных классов;

Деменев Александр Максимович – учитель физики;

Чурсова Зинаида Петровна — учитель истории;

Чудинова Валентина Ивановна — учитель русского языка и литературы;

Соколов Леонид Иосифович — учитель истории;

Ежов Александр Васильевич — учитель географии;

Калугина Анна Владимировна – учитель немецкого языка;

Новиков Аркадий Николаевич — учитель физкультуры;

Борковская Тамара Михайловна — учитель физкультуры.

7 класс, 1940 год

Из материалов, собранных заслуженным учителем РСФСР Сенникова Л.М.:

«В 1941году школа стала средней, в ней обучались 569 учеников. Впервые в 1941 году был образован 8-й класс, в 1942 году образован 9-й класс. Школа располагалась в двух зданиях: в старом здании на улице Набережная и в новом на улице 30 лет Октября. Здания отапливались печками, дрова пилили и кололи нянечки. Классные помещения освещались керосиновыми лампами. Школу возглавляли директор Чащихин Николай Александрович и завуч Павлов Фёдор Павлович, завуч начальных классов Гачегова Екатерина Петровна.

В начале войны все мужчины-учителя ушли на фронт. Часто учителей вызывали в военкомат прямо с уроков и в школу они уже не возвращались. Ушли на фронт директор школы Чащихин Николай Александрович, учитель начальных классов Широглазов Дмитрий Иванович, учитель физкультуры Новиков Аркадий Николаевич, учитель географии Ежов Александр Васильевич. Школу возглавила Соколова Александра Васильевна — требовательный, взыскательный педагог.

Педколлектив пополнялся за счёт эвакуированных учителей- ленинградцев, раненых, возвратившихся с фронта. В 1943 году в школе стал работать учителем географии Миненко Иван Евменович, участник битвы за Москву. Учителем военного дела был очень требовательный преподаватель эстонец Ян Янович Ахтун, в 1943 году его сменил пришедший с фронта по ранению Рязанов Виталий Матвеевич.

В годы Великой Отечественной войны в поселок были эвакуированы семьи ленинградцев. В каждом классе учились по 2-3 ленинградца, они отличались знаниями и дисциплиной. У учеников не было учебников и бумаги, приходилось писать на старых книгах, на газетах. Вместо чернил дети использовали свекольный рассол и раствор из сажи. Обеды для школьников не предоставлялись, на перемене каждому ученику давали по 50 граммов хлеба.

В школе была образована ударная комсомольская бригада, которую возглавляли сёстры Шалыгины: Лида и Рая. Они показывали образцы труда. Летом и осенью ученики работали в совхозе «Уралец», пропалывали корнеплоды, убирали картофель, лён. Ученики 7-х классов проходили практику в совхозе «Уралец», которая длилась месяц в течение лета. За годы войны учителя и учащиеся школы вырабатывали на колхозных и совхозных полях 46 тысяч трудодней.

В свободное от учёбы время ребята вязали варежки, шарфы, носки, шили кисеты бойцам Красной Армии. За годы войны школой было отправлено на фронт 3547 тёплых вещей. С подарками на фронт отправляли письма. Более 25 тысяч рублей собрали учителя и учащиеся школы в Фонд обороны, на строительство танковой колонны «Верещагинский колхозник». Юные зюкайцы собрали в годы войны 170 тонн металлолома, отправили на фронт 980 кг сушеных грибов. Ученики и учителя провели десятки концертов в госпитале в г. Верещагино.

Вся воспитательная работа в школе была построена на воспитании ненависти к врагу и любви к Родине. Учитель начальных классов Морозова Зинаида Афанасьевна так говорила ребятам: «Учиться надо хорошо, каждая пятёрка — выстрел во врага, если двойку получил — помог врагу».

В 1942 году в посёлок был эвакуирован из Курска и Ворошиловграда военный завод имени Калинина. Завод производил корпуса для артиллерийских снарядов, испытывал трудности, не хватало квалифицированных рабочих рук, к токарным станкам становились 13-14-летние учащиеся Зюкайской школы».

В 50-е годы 20-го столетия Зюкайская школа была по численности учеников самой крупной школой в районе. В школе работали фронтовики: учитель начальных классов Шадрина Александра Николаевна, учитель истории Овсянников Василий Николаевич, учитель немецкого языка Политова Мария Устиновна. В эти годы зарождались школьные традиции. Торжественно проходили линейки первого сентября. Проводился праздник, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Частыми гостями в школе были ветераны войны, труженики тыла, передовики производства местных предприятий. Интересно, с большой пользой для учеников и общества была организована летняя практика. Летом на полях совхоза «Уралец» работали ребята из трудового лагеря «Юность».

Бойцы трудового лагеря «Юность»

Занятие гимнастического кружка, 1958 год

Во время ленинских субботников ученики участвоали в благоустройстве территории школы и улиц поселка. Школа славилась учебными, спортивными и творческими достижениями.

С 1960 года по 1964 год директором школы была Рейнес Анна Юрьевна. Слаженно взаимодействовал коллектив учеников, учителей и родителей. Над школой шефствовал Зюкайский авторемонтный завод. Команды тимуровцев оказывали помощь детским садам, ветеранам труда. Школа принимала активное участие в жизни поселка.

В 1964 году началось строительство нового здания школы на улице Первомайская. 1 сентября 1965 года строители на торжественной линейке вручили ключ от новой школы директору школы Паулю Леониду Леонтьевичу.

Директор школы с 1964 года по 1982 год –

заслуженный учитель РСФСР Пауль Леонид Леонтьевич

Хороший подарок получили учащиеся и учителя Зюкайской средней школы. Трехэтажная красавица – школа была построена по современному проекту, оснащена новейшим оборудованием и учебными пособиями. В школе появились спортивный зал, столовая, библиотека, гардероб. На пришкольном участке ученики с 5 класса проходили практику. Лучшие юннаты были награждены поездкой в г. Москва.

В 1967 году был создан учителем истории Сенниковым Леонидом Михайловичем клуб «Искатели», музей. Интересно осуществлялась внеклассная работа, появились новые традиции: праздник Красной звездочки, Праздник юных гагаринцев, День знаний, Вечер встречи выпускников, Клуб выходного дня, Фестиваль «Музыкальная весна». Большое внимание уделялось гражданско–патриотическому воспитанию. В школе проводились смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок». Юные искатели вели переписку с ветеранами 61-ой Гвардейской Краснознаменной Славянской дивизии, совершили поездки на места боев дивизии в г. Кишинев, г. Волгоград, г. Воронеж. Пионерская дружина имени Ю.А. Гагарина и комсомольская организация «Бригантина» способствовали становлению личности школьников. Углубление знаний учеников происходило на занятиях факультативов. Целью кружков являлось раскрытие природных данных и творческих умений ребят.

Школьный духовой оркестр

Педагогический коллектив школы стремился дать правильное направление развитию человеческой индивидуальности. Каждый год в выпускных классах были выпускники, окончившие школу с золотой или серебряной медалью. Выпускники успешно поступали в ВУЗы, в средние специальные учебные заведения. На работу в родную школу приходили и посвящали себя педагогической деятельности выпускники школы. Среди педагогического состава школы за особые заслуги в учебной и воспитательной деятельности награждены почетными грамотами и благодарственными письмами многие учителя. Директору школы Паулю Леониду Леонтьевичу, завучам Сироткину Кириллу Елизаровичу, Русиновой Татьяне Михайловне, учителю истории Сенникову Леониду Михайловичу присвоено высокое звание — Заслуженный учитель РСФСР.

Выступление пионеров на празднике трудовой славы в Зюкайском АРЗ

Заседание педагогического совета, 1972 год

С 1982 года по 2003 год школой руководил Заслуженный учитель РСФСР Сенников Леонид Михайлович. Директор школы, хорошо знающий сельскую жизнь, понимающий трудности, стоящие перед учителем, учитывая особенности жизни поселка Зюкайка, выстроил партнерские отношения школы с учреждениями и предприятиями поселка и районного центра. Сотрудничество помогло найти новые формы работы. Будучи учителем истории, Леонид Михайлович обращал неустанное внимание на формирование гражданских качеств, патриотическое воспитание школьников, познающих историю своей Родины. Так сформировалась общая концепция дальнейшего развития школы. Поездки юных следопытов в Минск, Одессу открыли новые страницы истории боевого подвига 61-ой Гвардейской Краснознаменной Славянской дивизии. Интересные встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вахта Памяти, поисково-исследовательские экспедиции.

Экскурсия в школьном музее

Рядом с талантливым, заботливым директором преданно служили школе завучи — Собянина Елена Алексеевна, Мехоношина Клавдия Яковлевна, Тиунова Валентина Васильевна, Пауль Эльвира Леонтьевна, заместители директора по воспитательной работе Русинова Татьяна Михайловна и Шумкова Людмила Ивановна. Стремление знать больше, уметь больше, жить лучше и интереснее стало главным принципом школы. За долгие годы деятельности в школе сложился творческий, работоспособный коллектив учащихся, учителей и родителей.

На уроке химии в 8 классе

Умственное напряжение, активный поиск, радость открытия – основа любого урока для зюкайских учителей. О профессиональной деятельности педагогов Зюкайской средней школы писали в местных газетах. Интересно проходили события школьной жизни: «Недели наук», «Дни здоровья», «Дни самоуправления». Традиционно учащиеся школы становились победителями и призерами в районных и областных предметных олимпиадах, в районных спортивных соревнованиях, в районных и областных конкурсах ученических исследовательских работ. 17 учителей школы были удостоены звания «Отличник народного просвещения». Учителю химии Стефановой Надежде Владимировне, учителю русского языка и литературы Семилетовой Наталье Федоровне, учителю технологии Уточкину Сергею Яковлевичу было присвоено звание — «Почетный работник системы образования РФСР». В школе были созданы детская ученические организации: «Планета друзей», «Миргород», «Шанс». Главным принципом деятельности организации стало самоуправление. Лучшие традиции школы сохранились, появились новые: конкурс «Лучший класс года», конкурс «Лучший ученик года», школьный турслет, военно-спортивные игры «Зарничка» и «Патриот», КВН, встречи в клубе выходного дня.

С 1987 года по1992 год школа по заданию Академии педагогических наук СССР была успешной, пилотной площадкой педагогического эксперимента «Школа — центр работы с детьми в микрорайоне». В клубе «Горница» осуществлялось просвещение родителей учащихся школы.

С 2003 года с по 2016 года школу возглавляла директор школы Пирогова Альфия Исмагиловна. Неутомимо вели за собой образовательную организацию завучи: Старкова Валентина Григорьевна, Фёдорова Елена Александровна, Уточкина Татьяна Ивановна, Попова Александра Геннадьевна, Сенникова Татьяна Сергеевна. Отношения между учителями, администрацией были основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности. Школа стала работать в условиях нормативного финансирования. Появилась возможность обновить материально-техническую базу школы.

Утверждался главный принцип школы – школа для детей с разными возможностями. В школе были введены предпрофильная подготовка в 8-9 классах, преподавание предмета «Информатика» с 5 по 11 классы, предмет МХК, предмет «Основы православной культуры и светской этики».

Педагогический коллектив профессионально компетентных, творческих и увлечённых педагогов успешно реализовал проекты: «Надежда» (сопровождение детей группы риска и СОП). «Интеллектуальный олимп» (работа с одаренными детьми), «Профильный летний лагерь», «Свеча» (духовно–нравственное воспитание учащихся), «Индивидуализация образования старших школьников». Три года в школе действовала этно-педагогическая студия, активно изучалось историческое, литературное, географическое и биологическое краеведение. Для развития учащихся школа сотрудничала с районными центрами дополнительного образования: Станцией юных техников, Станцией юных натуралистов, Станцией юных туристов, Центром творчества «Радуга», районной спортивной школой, спортивным клубом «Мастер». Традиционными стали конкурсы ученических проектов и конкурсы ученических исследовательских работ, «Марафон знаний», «Дни здоровья», сборы школьных лидеров. В школе была создана школьная служба примирения, которая с большой пользой для учащихся реализовывала примирительные программы, проводила Дни Толерантности и Благодарности, районные слеты школьных служб примирения. В школе действовал спортивный клуб. Спортсмены своими достижениями в соревнованиях вернули школе былую спортивную славу. Ежегодно лучшие выпускники школы награждались на торжественном приеме у главы администрации района.

С 2016 года по 2022 год руководителем школы была Захарова Наталья Владимировна: «Школа продолжает свое развитие. Ежегодно школа выпускает из своих стен учащихся 9-х и 11-х классов с высокими учебными достижениями. Выпускники школы успешно поступают в ВУЗы и образовательные организации среднего профессионального образования. Учащиеся школы активно и результативно участвуют в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях на уровне муниципалитета, края. В школе реализуются проекты, направленные на обновление подходов в организации образовательного процесса. Развитие личности школьника происходит как в урочное, так и во внеурочное время. Занятость учащихся в кружках, секциях, их участие в традиционных школьных, районных мероприятиях позволяет им проявить свои таланты, развить способности, определиться со своей будущей профессией».

«Не останавливаться на достигнутом, идти впереди времени», — девиз педагогов Зюкайской школы. Учителя школы всегда понимали, что не имеют права на застой, что успех только в движении. И сегодня, вступив в третье тысячелетие, школа, по-прежнему, готова принять все новое, изменить то, что уже устарело, и в то же время остаться надежным островом счастья и доверия для тех, кто называет ее «моя школа».